Независимая оценка качества образования
Результаты оценки качества образования
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Для каждого уровня образования устанавливаются соответствующие стандарты, представляющие собой совокупность характеристик (требований) и отражающие специфику данного уровня образования, в том числе и дошкольного образования.
В настоящее время под стандартом понимается совокупность групп требований: - к структуре программ (содержательная группа требований); - условиям реализации этих программ (ресурсная группа); - к результатам освоения (системообразующая группа требований, ибо подходы к определению результатов, в свою очередь, определяют и образовательные программы и условия образования).
Следовательно, определение качества образования – определение соответствия фактического состояния (программы, условий и достигнутых результатов) тому, что установлено в стандарте. Соответствует – значит, образование качественное. Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федер альному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения).
Таким образом, ФГОС дошкольного образования является ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно: оценивать не только выстроенные в ДОУ условия, но и сам педагогический процесс и его результаты.
Для оценивания качества дошкольного образования используется сочетание внутренней и внешнеймоделей оценивания, а также интегрированный анализ.
Модель внутренней оценки качества дошкольного образования используется припроведении внутреннего мониторинга качества образования в ДОО и включает: – самооценку педагогов ДОО, предусматривающую сбор и структурированиеинформации о контексте и характеристиках профессиональной деятельности с занесением ее в Анкету педагога ДОО; проведение самостоятельной оценки уровня своейквалификации и качества педагогической работы с использованием Листа самооценки педагога ДОО.
Модель внешней оценки качества дошкольного образования используется при проведении этапа внешнегомониторинга качества дошкольного образования и включает: – независимую оценку качества образования родителями / законными представителями воспитанников ДОО/, предусматривающую комплексную оценкуудовлетворенности родителей качеством работы ДОО в разрезе областей качестваМКДО(мониторинга качества дошкольного образования), а также оценку качества взаимодействия ДОО с родителями / законнымипредставителями воспитанников ДОО/ с использованием Анкеты родителей воспитанников ДОО с последующим формированием Отчета о результатах независимойоценки качества образования в ДОО. Организаторами независимой оценки качестваобразования являются органы государственного управления образованием субъекта РФ.
Цель внутренней системы оценки качества образования: Совершенствование системы управления качеством образования в ДОО, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях развития.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 462 от 14.06.2013 г. «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»
- Приказ Министерства образования и науки РФ№ 1324 от 10 декабря 2013 года «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
Что оценивать?
Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса, условий и р езультатов дошкольного образования.
Качество образовательного процесса:
• качество образовательной программы, методик и технологий, применяемых в образовательном процессе;
• качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых;
• качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.
Качество образовательных условий:
• финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;
• материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;
• развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;
• психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;
• кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.
Ничего не найденоПринципы проведения оценки качества образования
Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.
Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.
Принципы проведения оценки качества образования:
- Принцип приоритетности управления – нацеленность результатов ВСОКО на принятие управленческого решения;
- Принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- Принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
- Принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- Принцип рефлексивности, реализуемый через включение педагога в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- Принцип оптимальности использования источников данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
- Принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- Принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
- Принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении.